Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Поиск по сайту

Лицей им.Г.Ф.Атякшева – территория эффективной деятельностиЛицей им.Г.Ф.Атякшева – территория эффективной деятельности

Об учреждении

Об учрежденииОб учреждении

Образовательное учреждение основано в 1974 году.

Узнать больше

Статистика

Данные о количестве посетителей за текущий день

 

 

Интернет-приемная

Вы можете обратиться к нам через форму обратной связи

Задать вопрос


ПФДО

Горячая линия по вопросам безопасности детейГорячая линия по вопросам безопасности детей

Профориентация дошкольников

Система ранней профориентации в дошкольных группах Лицея им. Г.Ф, Атякшева

 

«Все профессии находятся на стыке инженерии,

технического творчества и других областей знаний!!!»

 

Сегодня существует социальный заказ общества на воспитание трудолюбивого человека. В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», глава 5, статья 48, педагогические работники дошкольной образовательной организации обязаны «формировать у детей гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира». Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Далее – ФГОС ДО) определяет трудовое воспитание как одно из направлений социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста, цель которого – «формирование у детей позитивных установок по отношению к различным видам труда».

Проблема ознакомления дошкольников с профессиями в настоящее время является одной из важнейших проблем дошкольной педагогики, поскольку знания о труде взрослых – важный компонент современного образования дошкольников. Именно эти знания обеспечивают необходимый воспитательный эффект: понимание роли труда в жизни людей и на этой основе правильное отношение к результатам человеческого труда, человеку труженику, стремление самому участвовать в трудовом процессе. Система знаний о труде взрослых является эффективным средством социально-коммуникативного, познавательного и речевого развития дошкольников.

Лицей им. Г.Ф. Атякшева – общеобразовательная организация, реализующая общеобразовательные программы дошкольного, начального, основного общего и среднего образования, обеспечивающие расширенную и углубленную подготовку обучающихся по математическим и техническим дисциплинам, а также успешную профессиональную самореализацию.  Если учащиеся Лицея, особенно старшеклассники осознанно изучают математику для будущей профессии, то дошкольнику нужно показать необходимость изучения математики для овладения любой профессией. Все профессии, так или иначе, связаны с математикой, не существует профессий, в которых не применялись бы математические знания, приобретенные в школе.

С целью преемственности уровней образования в дошкольных группах Лицея большое внимание уделяют математическому образованию и деятельности, направленной на раннюю профориентацию дошкольников, формированию у дошкольников первичного представления о мире профессий, изучение технических наук средствами игрового оборудования на уровне дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО и интереса к профессионально-трудовой деятельности.

В рамках программы развития Лицея до 2020 года в дошкольных группах Лицея реализуется инновационные проект «Планета математического волшебства»  как поливалентная образовательная среда для формирования основ математической культуры и ранней профориентации дошкольников, в раках которого разработана модель ранней профориентации дошкольников.

Модель ранней профориентации дошкольников  через интеграцию с математикой

Модель ранней профориентации дошкольников  через интеграцию с математикойМодель ранней профориентации дошкольников через интеграцию с математикой

Содержание модели строится на обобщении идей ранней профориентации профессий технической направленности и носит развивающий характер. Проект призван формировать познавательные мотивы дошкольников, дать возможность испытать себя в приближённой к реальности игровой ситуации. Предполагается средствами материала проекта формировать целостное знание, потребность в творческой и технической деятельности, развивать интеллектуальные и творческие возможности ребёнка на уровне дошкольного образования.

Реализация данной модели позволяет создать единое образовательное пространство дошкольного учреждения, школы, семьи и социальных партнеров, в том числе, шефствующего предприятия ООО «Газпромтрансгаз Югорск», обеспечивает подготовку воспитанников  к обучению на уровне начального образования в Лицее им. Г.Ф, Атякшева,  познакомит ребят с  техническими профессиями, которые востребованы на градообразующем предприятии города Югорска, ООО «Газпромтрансгаз Югорск».

Ведущей деятельностью дошкольников является игра, нет ничего лучше правильно оформленного образовательно-игрового пространства, в котором дошкольник может играть и обучаться одновременно. В группах детей дошкольного возраста Лицея им. Г.Ф. Атякшева не обучают математике, не учат профессиям учителя, инженера, пожарного, а приглашают в увлекательное путешествие на «Планету математического волшебства».

«Планета математического волшебства» представляет собой поливалентную образовательную среду, центром которой являются поливалентный зал и игротека, расположенные на третьем этаже здания дошкольных групп.

 В поливалентном зале оформлено несколько центров, которые могут использоваться как одновременно в целях интеграции образовательных областей, так и отдельно друг от друга:

1. Экспериментальная математика: В центре проходят  занятия в соответствии с новыми требованиями к организации занятий по дидактической системе деятельностного метода «Школа 2000...». Учебно-методическое пособие «Игралочка» по развитию математических представлений детей 3-7 лет является начальным звеном непрерывного курса математики «Школа 2000...», она ориентирована  на развитие мышления, творческих способностей детей, их познавательной активности и интереса к математике.

2. Шахматный центр. Целью работы центра является создание благоприятных условий для развития личностного потенциала ребенка, в том числе развитие интеллектуальных способностей через обучение игре в шахматы.

Для работы данного центра в младшем дошкольном возрасте педагогами дошкольных групп была разработана рабочая программа «Шахматы для малышей» составлена она на основе программы Сухина И.Г. «Волшебные фигуры для детей 3-5 лет» где дети начинают  знакомство с шахматными фигурами и доской. Для   того чтобы знания дошкольников были прочнее и глубже, педагогами дополнительного образования ДЮЦ «Прометей» была разработана рабочая программа дополнительного образования «Шахматы», в которую вошли песни, стихотворения, сказки, загадки о шахматах. Результатом работы этого центра было проведение открытого шахматного турнира с костюмированным  «Шахматным балом».

3. Центр исследовательской деятельности. В данном центре дети имеют возможность познакомиться с азами физики и астрономии, для этого была разработана рабочая программа «Физика для малышей», занятия проводятся под руководством учителя физики лицея. Результатом работы этого центра явилась подборка игр, опытов и экспериментов и как следствие результативное участие в научно-практической конференции «Шаг в будущее. Юниор»

4. Центр конструирования. В данном центре используются разные виды конструкторов, (лего, магнитный конструктор, конструкторы из пластмассы и дерева разной величины) здесь дети учатся решать более сложные конструктивные задачи, знакомятся с различными способами соединения деталей, создают подвижные конструкции. Особенно большое значение эта деятельность имеет для развития фантазии ребёнка. Основной целью данного центра является реализация программ дополнительного образования детей «Робототехника. Первые шаги». Результатом работы центра был «Лего-фестиваль» проведённый совместно с учащимися начальных классов Лицея и родителями.

5.  Центр интерактивных решений.  Собирая конструкторы Лего, дети с помощью взрослых осваивают программируемые наборы. Использование интерактивного стола, как инструмента развития детей даёт возможность получить знания в форме игры, стол позволяет разнообразить процесс обучения, сделать его увлекательным. Результатом работы данного центра были проведения родительских собраний в центре интерактивных решений  с показом мастер- класса «За волшебным столом».

Какие же требования  мы предъявили к развивающей среде?

1. Предметно-развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала.

2. Что предполагает доступность:

-доступность к играм

-возможность заниматься своим делом

-насыщенность

3. Среда должна выполнять: образовательную, развивающую,воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности  ребёнка.

Таким образом: создавая единую математическую среду необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников образовательных отношений.

Поливалентный залПоливалентный зал

Условия в поливалентном залеУсловия в поливалентном зале

  В игротеке оформлены центры детской активности, посвященные разным сферам профессий (Приложение 3).

В игротеке оформлены центры детской активности, посвященные разным сферам профессийВ игротеке оформлены центры детской активности, посвященные разным сферам профессий

 Перечень профессий, охваченных игротекой в настоящее время: врач, учитель, фармацевт, продавец, инженер, газовик, лаборант, полицейский журналист, автомеханик. Профориентационные центры открыты для дополнения, в зависимости от темы недели, задачи плана воспитательно-образовательной деятельности,  конкретного образовательного события или модуля в программе по ранней профориентации воспитанников, реализуемой посредством сетевого взаимодействия с ДЮЦ «Прометей».

Для того чтобы образовательные результаты воспитанников, полученные в период путешествий на «Планету математического волшебства» закреплялись в совместной деятельности взрослых и детей развивающая предметно-пространственная среда поливалентного зала и игротеки проецируется во все учебные кабинеты дошкольных групп в соответствии с возрастом детей. Таким образом, на протяжении всего времени нахождения в образовательной организации ребенок, так или иначе, сталкивается с математическим содержанием, усваивает математические представления, знакомится с профессиями.

            Промежуточные результаты реализации проекта:

            - в дошкольных группах оформлены и функционируют «Поливалентный зал» и «Игротека», в группах оформлены профориентационные центры;

            -  в рамках реализации проекта «Математика в профессиях» (проект-победитель конкурса учебно-методических материалов, 2017г.) организованы встречи с родителями и экскурсии по изучению профессий, оформлены альбомы профессий родителей;

-  воспитанники дошкольных групп  ежегодно принимают  участие в мероприятиях, организуемых социальными партнерами: выставке детского инженерного творчества в рамках мероприятий проекта «Славим человека труда», открытие Кванториума, праздничные мероприятия ко Дню работников нефтяной и газовой промышленности);

- воспитанники вовлечены в проектную и исследовательскую деятельность и являются победителями и призерами  ежегодной городской научно-практической конференции обучающихся в номинации «Я – исследователь» (2016, 2017), «Шаг в будущее. Юниор» (2018);

- организация сетевого взаимодействия с учреждением дополнительного образования позволила реализовывать программу «Шахматы для дошкольников». В результате воспитанники принимают активное участие в муниципальных конкурсах «Мир шахмат» (2016, 2017), «Юный шахматист» (2015, 2016, 2017, 2018);

- с целью реализации Концепции математического образования 100% воспитанников принимают  участие в мероприятиях регионального проекта «Математический знайка» (2015, 2016, 2017, 2018);

- реализация программы развития Лицея им. Г.Ф. Атякшева на 2016-2020 годы, позволила создать  образовательную среду для введения программ дополнительного образования технической направленности «Математическое конструирование», «Физика для малышей», «Робототехника. Первые шаги». Рабочая программа кружка «Математическое конструирование» для детей дошкольного заняла призовое место в городском конкурсе учебно-методических материалов (2017). Реализация программ дополнительного образования технической направленности позволила охватить 37,5 % воспитанников (2017). В результате воспитанники стали победителями регионального отборочного этапа Всероссийского робототехнического фестиваля «РобоФест-Югра» (2016), победителями и призерами Фестиваля детского и юношеского творчества «Одаренные дети - будущее России» по направлению «Техническое творчество» (2017, 2018).

Транслирование опыта по ранней профориентации в рамках Фестивального дня 15.02.2019г.:

1.Конспект интегрированной образовательной деятельности по познавательному развитию (формированию элементарных математических представлений) «Витрувианский человек и тридцать восемь попугаев» в старшей группе. Воспитатель: Козлитина Елена Юрьевна (Открыть в PDF)

2.  Мастер-класс «Технология проектной деятельности в ранней профориентации детей дошкольного возраста». Воспитатель: Лучкина Татьяна Викторовна  (Открыть в PDF)

Политика cookie

Этот сайт использует файлы cookie для хранения данных на вашем компьютере.

Вы согласны?